Интервью с Виктором Пантелеймоновичем Егуновым дома, в хорошо
отделанной квартире в центре города.
— На творческом вечере 10 февраля 2003 года в драмтеатре
состоялась презентация вашей книги "Второй после
Всевышнего".
Расскажите о ней.
— Я не хотел писать о себе. Но так получилось, что в каждом
эпизоде я.
Когда встречался с Сапроновым (издатель Геннадий Сапронов. —
Прим.
авт. ), он мне и сказал: "Уж и пиши про себя". Так я описал
в книге все, с самого рождения.
— А войну вы как пережили?
— Тяжелое было время. В 8-м классе меня взяли на шахту в
Черемхово.
Никакого обмундирования не давали, в чем приехали, в том и под землю
спускались. Нам выдали отбойные молотки, ими мы уголь и кайлили. Но
его хватало только затопить в общежитии печку, обсушиться и
отогреться. Никакого угля для страны пацаны, конечно, не добывали. А
потом мы из Черемхово сбежали. Даже писали письмо Молотову, но ему
было не до нас. Сначала прятались, боялись, что нас искать начнут.
Потом пришли в депо, нам начальник прибавил по два года, чтобы стало
по 16 лет и принял на работу. Нам даже сделали подставки, чтобы
доставали до станка. Я был хорошим токарем, даже какие-то большие
деньги получал. Там-то и сломал ногу — паровозное дышло на меня
упало.
На 2 месяца вышел из строя и распрощался со своим станком "Красный
Октябрь". В это же время ходил в клуб, занимался в художественной
самодеятельности.
— В Иркутске вы учились в театральной студии, кажется,
вместе с
Леонидом Гайдаем?
— Да, но он был постарше. Нас набрали в добор. В студии должно
быть 25
человек, людей не хватало, вот и взяли пятнадцатилетних. После
окончания меня приняли в драмтеатр. Но на маленькую ставку, от которой
мы с другом и сбежали в армию, никому ничего не сказав! А ведь были
спектакли, роли — все бросили.
— И как вам простили этот побег?
— Вернулся через 4 года. Нас с Панасюк (Тамара Панасюк —
актриса
драмтеатра, вторая жена Егунова) встретил тогдашний директор драмы
Осип Волин. "Куда?" — спрашивает. Отвечаю: "В
ТЮЗ". — "Зачем? Давайте
к нам". Волин вернул ТЮЗу выданные нам подъемные — 200
рублей, и мы с
женой стали служить в драмтеатре. Мне повезло работать с великими,
прекрасными артистами — Барановой, Крамовой, Харченко,
Терентьевым,
Руккером. Это был настоящий драматический и психологический театр. И
то, что в 99-м году нам дали звание академического —
исключительно заслуга этой плеяды.
— Говорят, что актеры могут принимать судьбу своих героев.
Это правда?
— Нет. Это мистика, это придуманное. Актер всегда остается
человеком
со своим характером, своим мироощущением, своим опытом. Другое дело,
как он своих героев изображает на сцене. Сегодня я играю доброго
героя, завтра злодея. Нужно найти эти качества. Что помогает?
Наблюдения за жизнью прежде всего, не книги, нет. То, что пишут,
— все
выдумывают. Нас так и учили в студии: если ты идешь по улице, смотри
направо и налево. Нам много чего говорили – чтобы не ходили на рынок,
например. Тебя уже видели на сцене, знают, а ты идешь с рынка с
авоськой, картошку какую-то несешь, а вчера играл Гамлета!
— И что, вы никогда не ходили на рынок за
провизией?
— Ходил, но все прятал. Сказали же: "Нельзя в авоське!
" Артист всегда
должен отстоять очередь в магазине. Иногда узнают и начинают
пропускать вперед. Но лучше стоять со всем народом, испытывать его
нужды, горести, неприятности и радости. Помню, только на экраны вышел
фильм "Ничей". Пошел я на рынок, мне хозяин говорит:
"Бери все
бесплатно". Я отдаю деньги, он не берет. Так я и ушел — с
деньгами и без продуктов.
— Вас в театре все зовут Тятей. А я даже не знаю
почему.
— Давным-давно меня так назвала актриса Галина Мерецкая. Мы
сидели за
столом, и она все Тятя да Тятя. Так и пошло, и все так зовут. Сначала
обижался, потом привык. Нас в театре 40 актеров, но мы все как одна
семья, как один дом. Коллектив прекрасный.
— Существует такое выражение: "Под грузом прожитых
лет". Это
действительно груз?
— Нет, я не чувствую своего возраста. Как был молодым, так и
остался.
У меня в тазобедренной кости было 14 осколков, все собирали,
склеивали. Я ходил на костылях, и сейчас подхрамываю. Но боли я не
чувствую. Мой папа курил с 7 лет. Умер в 90, и перед смертью у него на
столе лежало 4 недокуренных беломорины.
— Вы с Виталием Венгером дружите более полувека. Неужели
между
вами никогда не было творческого соперничества?
— Никогда. Он радовался моим успехам, а я его. Мы играли одни
роли
вдвоем, играли разные роли, но никто никому не завидовал. И мы ни разу
не ссорились.
— А вы о чем-нибудь жалеете в своей жизни?
— Нет. Все желания мои сбылись.
— Получается, вы счастливый человек?
— Получается так. Но есть и счастливее меня люди. А у меня все
спокойно, стабильно. Я знаю, как должен жить нормальный человек. Надо
любить любого, даже собачку, кошку. Надо хоть раз в жизни накормить
голодного, бездомного.
— Семья актеру, человеку с бродяжьей душой, важна?
— Конечно, как и для остальных людей. Я не понимаю артистов
цирка с их
династиями. Ася не хочет быть артисткой.
— Как вы справляетесь с бытом?
— Да как справляюсь? Все умею. Шил хорошо. Костюмы, пальто,
дубленки,
пиджаки, куртки. Такое время было — ничего нельзя купить.
Последнюю
сшил дубленку, нас обокрали и ее унесли.
— Говорят, вы еще и рисуете.
— С детства. Но я копировщик больше, чем художник. А живопись
очень
люблю. Вот посмотри, висит у меня "Неизвестная" Крамского.
Когда я
переехал в эту квартиру, она здесь уже была. И это не репродукция, не
копия. Это повторение знаменитой картины, штрихи, черточки, полутона
— все как на подлиннике. Закончу с книгой, продолжу рисовать.
— Вы прожили богатую, роскошную, наполненную жизнь. И вы
наверняка знаете, что же в этой жизни самое главное?
— Тебе папа с мамой дали характер, ты с ним живешь. Все хотят
жить, не
умирать. Не мешай человеку, который рядом с тобой. Все хотят дом
иметь, детей, чтобы тепло в доме было и без ссор. Это и есть жизнь.
Алена Богатых, "СМ Номер один", февраль 2003 год